В настоящее время терминалы приема платежей — самый востребованный способ погашения банковских кредитов, оплаты коммунальных платежей и интернета, а также сотовой связи. Сегодня терминалы установлены в метрополитене, практически в каждом магазине, торговом центре и даже на улицах.
Положить деньги на мобильный телефон можно в любое время: и в 12 ночи, и в 6 утра — очень удобно тогда, когда в банках и кассах приема платежей есть очереди, либо когда все пункты для оплаты закрыты.
Но, несмотря на удобство, выгоден ли такой способ платежа?
Кроме всех преимуществ терминалов, есть один, но большой минус — это комиссии, которые могут быть от 3 до 10 % от суммы платежа, что не является нарушением, а даже поддерживается 103 ФЗ РФ.
К сожалению, данный уровень процентных ставок никто не контролирует, потому что все терминалы принадлежат коммерческим компаниям или частным предпринимателям, которые и устанавливают размер комиссии, что в свою очередь должно быть указано на экране аппарата.
Однако нередко информация о комиссии скрыта от потребителя, но скрыта таким образом, что назвать такое действие нарушением закона нельзя.
Например, можно встретить терминал, на котором пишут, что комиссия составляет 0 %. Но после того, как потребитель вносит деньги на счет и проверяет свой баланс, оказывается, что сумма, поступившая через терминал значительно меньше той, которая вносилась в аппарат плательщиком. Нарушения закона нет, есть только две хитрых уловки: надпись маленьким шрифтом «Комиссия составляет 0 % при внесении платежа более 500 рублей», которую редко, кто прочитает до конца, и указание истинного процента после того, как в купюроприемнике окажется первая банкнота.
Так стать «жертвой жадного терминала» может каждый из нас, но во избежание подобного риска, стоит знать, что проценты можно выяснить заранее, не положив в аппарат ни одной купюры.
Далеко не все обращают на это внимание, но на табло есть кнопочка «Информация о комиссии». Если терминал заблаговременно не сообщает ее размер, а на экране отсутствует данная кнопка, то следует написать претензию с указанием адреса терминала и контактов в Роспотребнадзор.
Правда, как показывают реалии жизни, почти никто не хочет утруждать себя написанием жалобных писем. Безусловно, безразличие людей (или плательщиков или потребителей) только способствует тому, что владелец терминала продолжает сбивать их с толку.
Стоит также заметить, что в терминале помимо оплаты сотовой связи, есть возможность оплатить и другие услуги, например коммунальные. Однако и в этом случае есть риск остаться обманутым: внеся платеж через терминал, плательщик получает чек, который необходимо сохранять на протяжении многих месяцев, чтобы доказать ТЦЖ или Жилконторе, что платеж был произведен. Но чеки имеют свойство выцветать, после чего они из фискального документа превращаются в простую бумажку. Это противоречит 103 федеральному закону РФ: «Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев». это же справедливо и для гостиничных кассовых чеков.
К тому же, нередки случаи, когда терминалы вообще не выдают фискальные документы, а деньги не доходят до счетов плательщиков.
Так что система оплаты услуг через терминалы, может, быстра и удобна, но не всегда выгодна и достаточно рискованна. Хотя, если каждый плательщик будет более внимательным и сознательным, то вероятность ему «попасться на удочку»недобросовестных предпринимателей будет равна нулю…