С 1 января этого года вступили в силу некоторые новшества, касающиеся правил владения земельными участками. Поэтому людям, пожелавшим продать/купить или подарить/принять в дар надел следует уделить внимание ознакомлению с изменениями.
Документы, регламентирующие оформление
Регламентирует процедуру оформления как федеральные, так и региональные законодательные акты:ФЗ № 93,Земельный кодекс,Градостроительный кодекс,ФЗ № 74,ФЗ № 66,ФЗ № 53,ФЗ № 101,ФЗ № 112,ФЗ № 221.Особенности и этапы в каждом конкретномслучае могут зависеть от следующих факторов:
— вида надела и назначения земель;
— способа передачи надела в собственность;
— состояния документов как на сам надел, так и на строения на нем.
Последний фактор может значительно удлинить всю процедуру. Например, с 1 января 2018 года невозможна продажа или дарение земель, не имеющих межевания и отсутствующих на публичной кадастровой карте. Поэтому, в данном случае, следует начать именно с обращения к кадастровому инженеру.
Законодательство постоянно корректируется. Причем изменения касаются не только глобальных моментов, но и множества мелких нюансов. Уследить за ними практически невозможно. Поэтому сократить усилия и время оформления поможет обращение в специализированные компании. Например, специалисты компании «Юрист-НН», где можно получить в том числе юридические услуги, всегда в курсе последних изменений.
Последовательность действий и этапы процедуры
Оформление земельного участка в собственность возможно в следующих случаях:
— при совершении покупки надела у предыдущего владельца;
— при получении земли в качестве подарка;
— при оформлении договора обмена;
— при наследовании;
— в ходе приватизации.
Для того, чтобы начать процедуру, следует убедиться в том, что земли относятся к категории, по отношению к которой разрешена регистрация права:
— это сельхозземли;
— участок отнесен к территории населенного пункта и предполагает жилое строительство и ведение подсобного хозяйства;
— надел является садовым или огородным.
Обязательным условием начала регистрации является наличие межевания, регистрация в кадастре и установление официальных границ.
В случае, если все правила соблюдены, нужно собрать пакет документов и с заявлением обратиться в территориальные органы Росреестра или МФЦ. После проверки поданного документационного пакета процедура регистрации будет завершена, а заявителю выдается документ, свидетельствующий о праве собственности.
Состав пакета документов
Для оформления необходимо будет предоставить следующие документы:
— заявление, образец которого можно взять в регистрирующем органе или скачать на одном из ресурсов в сети;
— кадастровую документацию;
— документ, свидетельствующий о передаче надела. Это может быть договор купли-продажи, мены, дарения с актом приема-передачи;
— документ, которым будет удостоверена личность заявителя или его представителя. В последнем случае необходима еще и нотариальная доверенность;
— квитанция по госпошлине.
При наследовании в список добавляется документация по наследованию от нотариуса, свидетельство о смерти собственника, справка о месте его регистрации, выписка из ЕГРН.
Документ о собственности чаще всего бывает оформлен в 10-дневный срок. Ранее это был специфически оформленный бланк свидетельства о регистрации, на сегодняшний день выдается выписка, где содержится полная информация по объекту, включая актуального собственника.